Господин Курганов - настройка пианино




Техника осмотра пианино и рояля перед настройкой

     Осмотр, естественно, начинается с выяснения внешнего состояния настраиваемого пианино, рояля и хотя бы приблизительного определения его возраста. Для более точного определения возраста пианино нужен опытный настройщик.Возраст фортепиано ему помогает установить наличие фабричного номера инструмента, который ставится обычно на чугунной раме у вирбельбанка, иногда на последнем, на резонансной деке или стенке футора инструмента (у пианино). Хорошо сохранившаяся полировка и окраска инструмента, отсутствие царапин, вытертых мест, пятен, выбоин, вмятин, целость углов, карнизов и других выступающих частей корпуса обычно указывают на то, что за инструментом, хотя он может быть довольно старым, были надлежащий уход и обращение. Наоборот, если на инструменте имеются многочисленные царапины, сбитые и даже отломанные углы и карнизы, потертости и вмятины, белые с молочным оттенком пятна на крышках, места с шероховатостями, со стравленной и растворенной политурой, местное отклеивание и вспучивание фанеры, перекосы крышек, трещины и прочие дефекты, то это дает основание предполагать, что инструмент находился в плохих условиях. Местное выцветание черной окраски корпуса и переход ее в зеленовато-коричневую свидетельствуют о том, что инструмент долго стоял под прямыми лучами солнца. При внешнем осмотре рояля необходимо взглянуть под его корпус, а при осмотре пианино - на его заднюю сторону.

      Следующей стадией осмотра является проба качества звука и характера действия механизма и клавиатуры. Прежде всего следует проверить высоту строя инструмента - соответствует ли она нормальному стандартному строю (ОСТ 7710 - ля'=440 колебаний в сек.) и насколько она отличается от него. Желательно также выяснить, когда пианино ( рояль ) последний раз настраивался и ремонтировался. Далее, при обследовании характера звучания инструмента, следует поиграть по всей его клавиатуре, в разных тональностях, без нажима правой педали, с разными степенями силы. Сделать пробу и на сильной игре с употреблением правой педали. Сыграть на инструменте несколько трелей, пройти медленно со слабой силой (piano) по всей клавиатуре, вслушиваясь в характер звуков: ровны ли они по силе и тембру, нет ли в некоторых из них посторонних призвуков (стуков, писков, скрипа и т. п.), не западают ли и не застревают ли отдельные клавиши или, наоборот, не чрезмерно ли свободно и расшатанно они двигаются, хорошо ли репетирует и равномерно ли отрегулировал на всех клавишах механизм, правильно ли работают демпферы. При такой пробе звук хорошего инструмента должен показать относительную ровность тембра и силы по всей клавиатуре; его клавиши и механизм будут действовать легко и без заметных посторонних призвуков и шумов; усилия, прилагаемые к разным клавишам для получения звуков одинаковой силы, также должны быть примерно одинаковыми.

     Инструмент должен иметь достаточную полноту и певучесть тона в среднем и низком регистрах; в высоком регистре звуки должны быть достаточно яркими и блестящими, но не резкими и пустоватыми по тембру. Если у инструмента механизм и звуковая часть не в порядке, то игровые усилия и качество звука будут различными при переходе от одной клавиши к другой; в механизме появятся посторонние звуки и шумы, неравномерность сопротивления клавиш, различные механические помехи движению и т. п. Неточность регулировки механизма скажется и на качестве извлекаемых звуков.

     Вообще все недостатки, выявляющиеся при пробе звуковых качеств инструмента, следует отнести отчасти к его клавиатуре и механизму, отчасти же к струнам, резонансной деке, демпферам и т. д. Одновременно со звуковой пробой определяется и внешнее состояние клавиатуры. После внешнего осмотра и звуковой пробы переходят к детальному обследованию внутреннего состояния инструмента. У рояля для этого необходимо открыть и откинуть переднюю часть верхней крышки, после чего приподнять всю крышку и подпереть находящейся внутри подпорной палкой. Ее нужно вставить верхним концом в круглую углубленную розетку, укрепленную на внутренней стороне крышки рояля. Открыв крышку, нужно вынуть из передней части рояля пюпитр для нот, попутно обследовав его состояние.

     Внутренний осмотр рояля начинается с обследования чугунной рамы, винтов, которыми она прикреплена к корпусу, ее гарнировки в хвостовой части рояля. Затем обследуется вирбельбанк и передняя часть рамы, а также все колки и струны. Следует установить, правильно ли намотаны струны на колки, одинаково ли число оборотов (витков) и стоят ли все головки колков приблизительно на одной высоте. Далее проверяется, все ли струны в наличии, имеется ли на них, на колках, в отверстиях аграфов и под каподастром ржавчина, нет ли съеденных молью мест на суконных подушках под струнами, в полосках сукна, которыми переплетены их задние не звучащие концы. Вообще, на обследование вирбельбанка, колков, аграфов и струн следует обратить серьезное внимание. Заодно надо проверить действие демпферов и правой педали.

     Затем обследуется резонансная дека рояля: для этого нужно постучать несколько раз каким-либо деревянным бруском по штегам и деке в разных местах со средней силой; если звук при этом получится относительно глухой, с оттенком низкого, слегка звенящего гула, то дека и штеги в порядке; если же при таком постукивании будет слышно дребезжание или оттенок сухого, короткого треска, то это укажет на нали­чие в обследуемых частях отклеек, трещин и других повреж­дений, которые должны быть найдены путем более подробного осмотра. Чтобы не вызвать царапин, вмятин и других повреждений, такое простукивание целесообразно делать через какую-либо мягкую прокладку. Одновременно обследуется степень загрязнения деки пылью и наличие на ней других механических дефектов (царапин и пр.). В последней стадии обследования клавиатура и механизм вынимаются из корпуса рояля для детального осмотра. Что­бы это сделать, нужно сначала вынуть клавиатурный клапан, затем отвинтить проходящие снизу через доску под клавиа­турой винты, освободить и вынуть боковые клёцы и перед­нюю планку перед клавиатурой. Затем, что чрезвычайно важно, осмотреть сверху через струны молотки и убедиться, что все они опущены и лежат на своих подушках (рулейстиках). Только после этого можно взять клавиатурную раму за боковые, вбитые в нее штифты или за кронштейны механизма и осторожно и постепенно, не нажимая пальцами на клавиши, вынуть клавиатуру вместе с механизмом из корпуса рояля. Когда молотки вполне выйдут из-под поперечины корпуса, нужно механизм поставить на стол или крышку рояля для осмотра. Если до выемки клавиатуры некоторые молотки застряли выше нормального уровня, то следует попытаться, просунув между струнами какую-либо палочку, опустить их на место, чтобы они не сломались при выдвигании механизма из корпуса рояля. Осмотрев подробно механизм, следует, пока он не вставлен обратно, проверить состояние контрклавиатуры и внутреннего механизма глушителей, а также передачи от правой и левой педалей. Вставив, с соблюдением необходимой осторожности, механизм с клавиатурой на место, следует еще раз попробовать действие обеих педалей рояля, чтобы убедиться, что все стало на свои места. Иногда бывает достаточен мелкий ремонт пианино.

Телефон (дом): 8 (812) 756-07-19
Телефон (моб): 8 (921) 401-59-09
- Курганов Михаил Игоревич. -

Хостинг от uCoz