|
Об
изобретении фортепиано
Клавикорд Клавесин
Спинет Фортепиано, пианино
У каждой вещи есть своя история,
есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не
только интересно, но и полезно. Это позволяет
лучше разбираться в музыкальных стилях и
понимать содержание того или иного произведения.
Изобретение фортепиано в начале
XVIII столетия стало поворотным моментом в истории
европейской культуры. Фортепиано полностью
изменило характер музыкальной культуры западной
цивилизации.
Клавишные инструменты
существовали еще в Средние Века. Орган, самый
старый из них, - это духовой клавишный инструмент
(у него нет струн, а есть множество труб), и он не
является непосредственным родственником
фортепиано.
Первый клавишный инструмент, у
которого были струны, - клавикорд. Он появился в
позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда
именно. Клавикорд имел устройство, похожее на
устройство современного фортепиано. Однако его
звук был слишком мягким и тихим дл того, чтобы на
нем можно было играть перед большим количеством
людей. Клавикорд, будучи намного меньше по
размеру и проще, чем его родственник клавесин,
был достаточно популярным инструментом
домашнего музицирования, и его наверняка можно
было найти в домах композиторов эпохи барокко,
включая Баха.
Клавикорд имел очень простое
устройство. При нажатии на клавишу маленький
медный квадратик под названием тангент ударял
струну. В то же время поднятый демпфер позволял
струне вибрировать. У клавикорда было по одной
струне на каждую клавишу, в то время как у
современного фортепиано на каждую клавишу
бывает до трех струн. Будучи очень тихим
инструментом, клавикорд все же позволял делать
крещендо и диминуендо.
Другой клавишный инструмент -
клавесин - скорее всего был изобретен в Италии в XV
веке. В данном случае звук извлекается птичьими
перышками или кусочками кожи (наподобие
медиатора). К тому же струны клавесина
расположены параллельно клавишам, как у
современного рояля, а не перпендикулярно, как у
клавикорда и современного пианино. Звук
клавесина - довольно слабый, не очень-то
пригодный для исполнения музыки в больших залах.
В пьесы для клавесина композиторы вставляли
множество мелизмов (украшений) для того, чтобы
длинные ноты могли звучать достаточно
протяженно. Обычно клавесин использовался для
аккомпанемента…
…Третий вид
струнно-клавишного инструмента, на котором
играли в XV, XVI и XVII веках, - это спинет. По сути
спинет - это маленький клавесин с одной или двумя
клавиатурами размером в четыре октавы. Он как
правило был богато декорирован и потому являлся
таким же украшением дома, как и красивая мебель.
На рубеже XVIII века композиторы и
музыканты стали остро ощущать потребность в
новом клавишном инструменте, который не уступал
бы по выразительности скрипке. Более того, был
необходим инструмент с большим динамическим
диапазоном, способным на громовое фортиссимо,
нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические
переходы.
Эти мечты стали реальностью,
когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори,
занимавшийся музыкальными инструментами
семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он
назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte",
что означает "клавишный инструмент, играющий
нежно и громко". Это название затем было
сокращено, и появилось слово "фортепиано".
Несколько позже подобные инструменты были
созданы учителем музыки из Германии Кристофором
Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном
Мариусом (1716 г.).
Устройство фортепиано
Кристофори было очень простым. Оно состояло из
клавиши, войлочного молоточка и специального
возвращателя. У такого фортепиано не было ни
демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял
молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию,
совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина
или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку
идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что
заглушало бы вибрацию струны. Позднее был
изобретена двойная репетиция, позволившая
молоточку опускатьс наполовину, что очень
помогало в исполнении трелей и быстро
повторяющихс нот.
Самое замечательное в
фортепиано - это способность резонировать и
динамический диапазон. Деревянный корпус и
стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке,
рама у фортепиано Кристофори была деревянной)
позволяют инструменту достигать почти
колокольного звучания на форте. Другое отличие
фортепиано от его предшественников - это
способность звучать не только тихо и громко, но и
делать крещендо и диминуэндо, менять динамику
внезапно или постепенно.
Когда фортепиано впервые
заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо
(1725-1775) -- период, переходный от барокко к
классицизму. В период классицизма фортепиано
стало популярным инструментом домашнего
музицирования и концертного исполнения.
Фортепиано как нельзя более подходило для
исполнения появившегося в это время жанра
сонаты, ярким образцом которого являются
произведения Клементи и Моцарта.
Появление фортепиано также
вызвало изменение репертуара ансамблей и
оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром -
новый жанр, ставший весьма популярным в период
классицизма. Долгое время клавесин был
аккомпанирующим инструментом, очень редко
выступая в роли солирующего. Динамические
возможности позволили фортепиано встать в ряд
сольных инструментов, таких, как скрипка и труба,
и занять центральное место в концертных залах
Европы.
Благодаря тому, что фортепиано
теперь можно было услышать не только в дворцах
знати, круг любителей фортепианной музыки начал
расширяться. Все больше и больше людей были
готовы платить за то, чтобы услышать того или
иного солиста. Это вызывало потребность во все
новых и новых произведениях для фортепиано,
росло количество композиторов, получавших
признание благодаря музыке для фортепиано.
На смену классицизму приходит
эпоха романтизма, когда в музыке, да и в искусстве
в целом, основную роль стало играть выражение
эмоций. Это выразилось, в частности, в
фортепианном творчестве Бетховена и Шумана,
Листа, Шопена. И здесь выразительные возможности
фортепиано оказались очень кстати. Произведения
для настройка фортепиано в четыре руки стали очень
популярными в этот период, когда из фортепиано
одновременно извлекали до двадцати звуков,
порождая новые краски.
В
период романтизма фортепиано было популярным
инструментом домашнего музицирования. Любители
музыки предпочитали именно фортепиано, потому
что оно давало возможность исполнять
одновременно и мелодию, и гармонию. Рост
популярности фортепиано привел к появлению
пианистов-виртуозов. Все же необходимо отметить,
что, несмотря на падение своей популярности,
клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное
звучание и сегодня можно услышать на концертах
старинной музыки. Композиторы продолжают писать
музыку для этого инструмента, клавесины
производятся в достаточно больших количествах.
Очевидно, что появление фортепиано - казалось
бы такое незначительное событие - стало поворотным моментом в истории
искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки,
которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста
лет почти все великие композиторы писали вортепианную музыку, и многие
из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя
найти музыканта - будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач
- у которого в доме не было бы пианино. Несмотря на его молодость, фортепиано
оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой
инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката…
<Телефон (дом): 8 (812) 756-07-19
Телефон (моб): 8 (921) 401-59-09 - Курганов Михаил Игоревич. -
|